Все, что окружает ребёнка с
первых дней жизни, имеет огромное значение для его развития. Ласковый
голос матери, новые слова, стишки для самых маленьких и детские песенки,
физические упражнения и подвижные игры – вот лишь немногое, что
впоследствии поможет малютке правильно расти и развиваться. Ошибочно
считать, что логика, память и внимание
– это составляющие общения с ребёнком-дошкольником. Все эти навыки и
умения необходимо развивать задолго до 5-6-летнего возраста, а точнее – с
первого года жизни.
Ваш малыш родился совсем недавно, он ещё очень сильно
привязан к матери, он ещё такой крохотный и беззащитный. Кажется, что с
ребёнком пока не о чём говорить и совсем не обязательно общаться. Но это
далеко не так... Учёными более 100 лет назад доказано, что плод в
утробе слышит голоса родных людей, чувствует настроение матери и живо
реагирует на звуки окружающего мира. Что же тогда говорить о младенце,
который уже родился!
Именно с первых дней жизни с ребёнком нужно
разговаривать, он оценит каждое ваше слово и вашу улыбку, каждую минуту,
проведённую в живом общении. Знаете, сколько приходится учиться вашей
малютке? И улыбаться вам в ответ, и уверенно держать игрушку, смело
переворачиваться со спины на живот и многое другое. Чтобы помочь ребёнку
справиться со всеми этими задачами, с ним нужно заниматься.
Ребёнок растёт, развивается: к полутора годам он
начинает уверенно ходить и говорить. Это период, когда малыш активно
набирает словарный запас, формирует пространственно-временные отношения,
он уже многое понимает и пытается выразить свои чувства вербально (в
словах). Начиная с полутора - двухлетнего возраста ребёнка, родителям
нужно активизироваться в отношении развития речевых навыков, а также в
развитии логики, памяти и внимания. В этом вам поможет развивающая
литература.
Подарите ребёнку яркие развивающие книжки: в этом
возрасте дети уже с интересом и удовольствием смотрят картинки и слушают
ваши комментарии. Есть множество книг с объёмными персонажами и
картинами, книги-игры, книги, рассказывающие о пространстве, о размерах и
росте, о понятии времени.
Возраст 3-5 лет – это прекрасный возраст "почемучки". В
это время малыш с интересом и желанием узнаёт об окружающем мире. И
делает это уже более независимо, нежели двухлетний малыш. Не
раздражайтесь оттого, что вам по "100 раз на дню" приходится отвечать на
одни и те же вопросы. Наоборот, почитайте вашему сыну или дочери, и у
вас отпадут всякие сомнения в том, что ваш малыш умён и постоянно
учится. Кроме того, в процессе общения ребёнок будет развивать логику,
решать несложные задачки, которые ему
пригодятся в жизни.
Игры на развитие памяти, внимания и логики:
Игра «Какой игрушки не стало?». Взрослый ставит на
столе перед ребёнком поочерёдно 3 или 4 знакомые игрушки (например,
собаку, петуха, мишку, зайчика), затем предлагает ему закрыть глаза,
убирает одну игрушку и задаёт ребёнку вопрос: «Отгадай, какой игрушки не
стало, кто спрятался?». Можно постепенно увеличивать число запоминаемых
предметов до пяти.
Игра «Что изменилось?». Взрослый ставит на столе перед
ребёнком поочерёдно 3 или 4 знакомые игрушки, затем предлагает ему
закрыть глаза, две игрушки меняет местами и задаёт ребёнку вопрос: «Что
изменилось?»
Игра «Кто спрятался? ». Взрослый прячет за ширмой
картинки (или игрушки) с изображениями животных и птиц. Затем произносит
звукоподражательные звуки: «ав-ав», «мяу-мяу», «ку-ка-ре-ку»,
«ква-ква», «гав-гав», «иа-иа», «му-му», «га-га», «кря-кря» и т.д.
Ребёнок должен отгадать, кто спрятался.
Игра « Чудесный мешочек». В мешочек помещают знакомые
ребёнку игрушки и предметы. Взрослый достаёт из «чудесного мешочка» и
показывает часть предмета — ребёнок должен его узнать и назвать.
Можно предложить ребёнку опустить руку в мешок и на
ощупь, самостоятельно найти ту или иную игрушку по просьбе взрослого или
определить, что это за игрушка.
Игра «Парные картинки». Для проведения данной игры
необходимы парные карточки с изображениями знакомых предметов. Ребёнку
показывают карточку и спрашивают, что на ней изображено; затем просят
его найти среди расположенных на столе точно такую же. Если он правильно
выполняет задание, то обе карточки убирают.
Игра «Магазин». В игре принимают участие двое взрослых.
Один из них предлагает ребёнку пойти в магазин и купить 1-2 предмета, а
другой играет роль продавца и спрашивает у ребёнка, что он хотел бы
купить. Если ребёнок правильно называет предметы, то он их «покупает»;
если нет, то в покупке ему отказывают. Пусть ещё раз уточнит, что
всё-таки надо было купить. Постепенно число запоминаемых предметов
увеличивают до пяти.