|
Воскресенье, 02.02.2025, 09:49 |
|
|
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход |
|
Как формируется речь
Как формируется речь Как известно, своевременное
и полноценное овладение речью является важным условием
развития личности ребенка. Процесс формирования речи
охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является
период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года
до 3-4 лет.
В течение этого короткого
отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями
языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000
слов, при этом ребенок практически не использует
звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить
основные виды предложений с соблюдением норм грамматического
оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание
простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать
бытовую ситуацию. Этот период наиболее подробно, по этапам,
описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим
таблицу, в которой дана последовательность появления тех или
иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы
их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки
и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи
могут варьироваться в соответствии с индивидуальными
особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся
среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут
появиться те или иные формы общения и языковые единицы в
соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть
достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными
особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в
определенный период указанные формы не появляются, или вы
видите единичные проявления, это должно насторожить
вас.
Динамика формирования речи в
онтогенезе.
№ |
Форма
речи |
Примерный
возраст
появления |
1 |
Интонирует
крики (Вы можете различать крики
удовольствия и
неудовольствия) |
1-2
мес. |
2 |
Гуканье,
гуление (Ребенок
повторяет за вами или самостоятельно
произносит отдельные слоги,
как будто играет с ними) |
1,5-3
мес. |
3 |
Лепет
(Ребенок повторяет
за вами и сам произносит что-то похожее на
слова, но состоящее из одинаковых
слогов) |
4-5
мес. |
4 |
Лепетные
слова (Ребенок
использует в речи «нянькин язык»: слова
состоят из двух-трех открытых слогов (ляля,
тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би,
гав-гав, пи-пи и
проч.) |
8
мес. — 1
год 2 мес. |
5 |
Двусловные
предложения (Ребенок,
общаясь с вами, объединяет два
слова, например: дай пи (дай пить), папа
нет (папы нет дома) и т.п.) |
1
год 6 мес. — 2
года 2 мес. |
6 |
Активный
рост словаря (Ребенок
спрашивает, как это называется) |
1 год 9 мес. —
2 года 6
мес. |
7 |
Появление
грамматических форм слова (Ребенок
изменяет слова в речи по числам,
родам, падежам и др.) |
2
года 4 мес. — 3
года 6 мес. |
8 |
Словотворчество
(Ребенок
«сочиняет» свои слова, но при этом
использует законы родного языка) |
2
года 6 мес. — 3
года 5 мес. |
9 |
Ребенок
активно общается с хорошо знакомыми
ему взрослыми |
1
мес. — 1,5
мес. |
10 |
Ребенок
проговаривает свои действия, когда
он один играет с игрушками или занят
еще каким-то делом |
2
года 6 мес. — 3
года 6 мес. |
Известно, что речевое
развитие мальчиков и девочек отличается некоторым
своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи.
У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы.
Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато
стараются говорить правильно, «как взрослые».
Речь мальчиков
характеризуется более поздним началом. У них прежде всего
формируется словарь названий действий, относительно рано
формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом
часто «на своем языке». Одна и та же ситуация оречевляется
мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет
мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а
девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница
небольшая, а для специалиста значимая.
Подождите
волноваться! Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение
из правила, подтверждающее это правило!
Признаки
благополучного развития речи у ребенка
- Физическое развитие ребенка
соответствует возрасту.
- У ребенка нет никаких
неврологических заболеваний.
- Ребенок активно общается со
знакомыми и родными и стесняется разговаривать с
незнакомыми людьми.
- Ребенок охотно повторяет за
вами все, что слышит.
- Ребенок активно решает свои
проблемы с помощью речи.
- Ребенок вслушивается в свою
речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки
неблагополучного развития речи у ребенка
- Ребенок развивается с
задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые
заболевания.
- У ребенка есть
неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет
за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребенок слышит
просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит,
стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не
слышал.
- Он
предпочитает решать свои проблемы самостоятельно,
не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный»
ребенок). - Ребенок одинаково активно
общается со знакомыми и не знакомыми людьми.
- Ребенку безразлично,
понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном
языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не
реагирует.
- Речь
ребенка значительно отстает от уровня развития речи его
сверстников.
Если
вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития
речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима
помощь!
Почему у ребенка речь формируется с
задержкой?
Младенец, появившись на
свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором
он будет говорить. У него есть способность в определенный
период своего развития усвоить нормы и правила языка, на
котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая
языковая способность, которая реализуется в ходе общения со
взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом
большую роль играет языко-рече-мыслительная деятельность
ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных
языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы
языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается
не простым повторением образцов, которые он слышит от
взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство
общения, средство познания и средство регуляции деятельности
своей и окружающих. Если в силу каких-либо причин
имитационная или языко-речемыслительная деятельности не
формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается
недоразвитие речи той или степени тяжести. В современной
логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих
задержку в темпах формировании речи: а) несовершенство
социальных условий воспитания и педагогические ошибки; б)
недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи
ребенка. К первой группе можно отнести неправильные методы
воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в
недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо,
наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка
не формируется мотивация речевого общения.
В первом случае не к кому
обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано
вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение
рассматривается как задержка темпов речевого развития
функционального характера.
Часто проявления
недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка,
склонного к упрямству, своеволию, истерическим
реакциям. Задержка темпов речевого развития, обусловленная
снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и
при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к
быстрой и полной коррекции. Если же у ребенка отмечается
несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы
(фонематического восприятия, моторики артикуляционного
аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические
заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений
условий воспитания, но и помощи специалиста в форме
консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы
речевой патологии занимает более продолжительное время и
требует больших сил и внимания.
Если у ребенка отмечаются
проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а
родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина
недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у
ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или
отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом
случае ребенок отказывается говорить не только по приказу
родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают
такое положение дел, когда ребенок единожды произносит
какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его
не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не
до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово,
потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка
наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному:
со временем все задания, требующие от ребенка словесных
реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Ребенок
молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например:
«Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя
в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит
что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные
потребности. Такая «самостоятельность»
ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную
вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей,
хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой
коммуникации и о наличии стойкого речевого
негативизма.
Если
вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и
«повтори» хотя бы на первое время! Занятия надо начинать как можно
раньше. Необходимо подчеркнуть, что
здесь и далее мы будем рассказывать о детях с сохранными
двигательными функциями и нормальным физическим слухом, у
которых отмечается задержка темпов речевого развития. Если
ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет
только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс
овладения речью не просто задерживается по времени, но
принимает искаженный характер. К сожалению, в соответствии
со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не
используют возможности организации ранней помощи детям
с речевыми проблемами и
ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам.
Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно
наверстать позже, но сделать это несколько сложнее. Как
правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в
школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут
быть преодолены без специальной логопедической помощи.
Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к
появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это
нарушение процесса общения и обусловленные им трудности
адаптации в детском коллективе и речевой негативизм,
своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная
задержка познавательной деятельности, трудности в овладении
всей школьной программой, особенно по русскому
языку. Влияние речевого дефекта на процесс формирования
личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если
начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость
проведения специальной работы по восполнению пробелов в
речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь,
оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5
до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление
речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько
формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя
положительные проявления и затормаживая отрицательные. В
результате можно добиться полной компенсации речевого
недоразвития еще до поступления ребенка в школу. Необходимо
отметить, что еще более эффективно возможно управлять
процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного
года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова.
В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными
сроками формирования начатков речи и избежать вторичных
наслоений.
Чем
раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего
ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее
она будет.
|
Категория: Развитие речи у ребёнка | Добавил: Demiurg (18.02.2014)
|
Просмотров: 2480
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|