Классифицирующийся как заболевание нервной системы,
аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на
контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в
возрасте до 3 лет.
Симптомы этого заболевания не всегда проявляются
физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка
позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1-6 детей
на тысячу. Причины аутизма не выявлены до конца, но среди возможных
вариантов выделяют окружение, условия жизни и отношение родителей к
ребёнку. В 1912 году швейцарский психиатр Юджин
Блойлер впервые применил термин «аутизм» в одном из английских
медицинских журналов. Тогда под аутизмом он подразумевал трудности,
возникающие у больных шизофренией при общении с другими людьми. В том
виде, в котором мы понимаем его сейчас, аутизм был определён позже, в
1943 году, доктором Лео Каннером, исследовавшим поведение одиннадцати
малышей со сходными симптомами. В этой статье - о том, как распознать
аутизм у детей раннего возраста и как помочь таким детям. Симптомы аутизма Каждому
родителю приятно наблюдать за тем, как его ребёнок улыбается, смеётся,
бормочет и реагирует на происходящее вокруг него. Дети тоже любят это
внимание, постоянно окружающее их. На самом деле такое поведение детей
и родителей - не только проявление любви, но и необходимое условие
развития. Однако есть дети, которые не любят обращать внимание на
окружающих и словно живут в своём собственном мире. Они не стремятся
познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у таких
детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации, ничего не
интересует их. Ребёнок, у которого появляются симптомы, схожие с
перечисленными выше, болен аутизмом. У этой проблемы есть несколько
названий, в том числе синдром Аспергера, синдром Ретта. Но каждое из
таких расстройств классифицируется как нервное расстройство аутического
спектра и отличается лишь некоторыми симптомами. Поведение детей, страдающих аутизмом Аутизм,
развивающийся у ребёнка постепенно, начинает проявляться в возрасте
15-ти месяцев и полностью формируется к трём годам. Родители,
взволнованные отсутствием у малыша интереса к различным занятиям и
играм, должны проверить ребёнка на наличие следующих симптомов: * Отказ от тактильного контакта с родителями. * Отсутствие речи к трём годам. * Ребёнок предпочитает быть один, чем с кем-либо. *
Ребёнок отказывается контактировать с окружающим миром или не проявляет
интереса к этому. У него отсутствуют или слабо развиты навыки
невербального общения. * Малыш не хочет смотреть вам в глаза. * Жесты малыша странные и скорее нервные, чем выражающие что-то. * Ребёнок говорит, но монотонно, как будто повторяет заученный текст. * Многие дети с аутизмом повторяют слова других людей на манер эхо. * Необычные сенсорные реакции (на голос, запах, вкус, прикосновение). *
Аутизм может быть как мягким, так и в острой форме. У многих детей
подобные аутизму симптомы появляются после начала учёбы в школе, но это
нормально: малыш привыкает к учёбе, новым людям, школьной атмосфере.
Некоторые дети с тяжёлыми формами аутизма также умственно отсталые. Аутизм: понять - значит победить Аутизм
- расстройство психики, имеющее широкий спектр и у каждого ребёнка
проявляется неодинаково. Это состояние влияет на жесты, движения, речь,
реакции. Не все дети, больные аутизмом, имеют какие-то физические
проявления этого. Чаще всего аутизм проявляется в изменениях поведения,
например следующих: * У ребёнка проблемы с
общением, вербальным или невербальным. Это должно натолкнуть родителей
на мысль, что у ребёнка есть нарушения. Развитие речи не соответствует
возрасту, ребёнок повторяет слова монотонно, без всякого ритма. * Ребёнок демонстрирует одно и то же поведение и общению с окружающими предпочитает повторять какое-то одно действие. * У большинства детей аутизм начинает проявляться в возрасте от года до двух лет. *
Такие дети не играют с другими малышами и предпочитают всегда
расставлять свои игрушки в одном и том же порядке, причём всегда в
зависимости от цвета. * Дети-ауты не боятся
окружающего, но и не хотят менять ничего в своей жизни. Они настолько
поглощены своими ежедневными занятиями, что перемены кажутся им чем-то
неестественным. * У некоторых малышей аутизм проявляется и в расстройствах сна. Помощь, необходимая малышу, больному аутизмом Понять
ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя. Дети,
больные аутизмом, требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому,
воспитывая ребёнка-аута, необходимо соблюдать некоторые рекомендации. *
Заставьте ребёнка поверить, что он - член семьи, но не такой, которому
уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать
слишком много внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и
чувствовать себя некомфортно. * Позвольте
маленькому человеку самому составить расписание прогулок, кормлений,
сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения
физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить
отклонения в поведении. * Показывайте своё
одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание.
Большинство детей-аутов не помнят того, что произошло вчера, и
вчерашняя похвала может показаться им беспричинной. *
Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому
боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам,
даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с
вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта. *
Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш
просто потеряется. У детей-аутов повышается самооценка, если каждое
новое задание будет сперва пройдено вместе с ними. *
Отдайте ребёнка в школу, специализирующуюся на обучении детей со
схожими проблемами. Школа должна обеспечивать детей должным вниманием и
психологической помощью. * Кроме того, никогда
не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в
возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить
его поверить в то, что этот мир за него, а не против. |